Об интересной находке, сделанной в Дубне в процессе строительства велодорожки «Дубненская кругосветка», рассказал начальник ГЭС-191 Волжского района гидротехнических сооружений ФГБУ «Канал имени Москвы» Андрей Сухомлинов.
– Попросили описать один «найденный строителями артефакт». А нашли они ни много ни мало резервуар станции первого водоподъема Иваньковской ТЭС. Пожалуй, самого легендарного объекта Дубны.
Это заглубленный в землю железобетонный колодец 4,8х4,8 м, толщина стенки 17 см. Глубина колодца, по рассказам старожилов, 15-20 м. Внутрь колодца вела металлическая лестница, остатки закладных деталей которой и сейчас находятся в северо-западном углу колодца. Достоверно глубину колодца установить не представляется возможным (пока не найдены документы его возведения): долгие годы он использовался для захоронения бетонного боя, вырубаемого при ремонтах стен шлюза №1, и заполнен им практически до верху (осталось 1,5-2 метра до края). Предположительно колодец имел деревянную крышку или сарай, не дошедшие до наших дней.
Что же это за сооружение – Иваньковская ТЭС и где она сейчас?
Последние следы Иваньковской ТЭС зафиксировал дубненский фотограф в 1974 (?) году. Это полуразрушенное здание красного кирпича переменной этажности (3/4 этажа), с круглыми окнами, и расположенные рядом руины из железобетонных колонн со следами взрыва.
Здание ТЭС было заминировано в связи с приближением немцев к Москве, вместе с другими сооружениями канала Москва-Волга. Ночью по телефону поступил приказ о взрыве. На сооружениях Иваньковского гидроузла сотрудники открыто и с рукоприкладством не дали военным взорвать сооружения с фразой “пока своими глазами немцев не увижу”. А вот зданию ТЭС не повезло – здание было взорвано, находившиеся там комсомольцы выполнили приказ. Кем был отдан приказ, думаю, мы вряд ли узнаем – диверсанты “Бранденбург-88” и прочие немецкие агенты активно пользовались “телефонным терроризмом” такого рода, да и местных паникеров хватало. Но все сходятся в одном: до 1941 года станция была целая и, возможно, даже работала полностью или частично. На данный факт прямо указывают ЛЭП, указанные на картах 1941 года в сторону поселка Подберезье и подстанции “Крановая” Волжской плотины.
В выпущенном из печати многотомном техническом отчете о строительстве канала Москва-Волга (том “Вспомогательные работы” 1932-1937 гг.), в статье об энергообеспечении строительства указывается: “Однако ответственность и сложность работ на Волге требовали особой надежности энергоснабжения. Поэтому было решено на Волжском гидроузле построить собственную временную электростанцию мощностью порядка 6000 кВт”.
Для сравнения, суммарная мощность временных электростанций остальной трассы каналов составила менее 4300 кВт, было их 37, а мощность каждой не превышала 500 кВт, и строились они по принципу современных дизель- или бензогенераторных установок: за основу брался локомобиль, тракторный или дизельный двигатель, к нему монтировался генератор с простейшей системой регулирования, и через 5 суток он начинал давать ток. На крупные станции из группы таких генераторов уходило 10-15 недель. Все временные электростанции канала были связаны между собой сетью на напряжении 6кВ.
Более подробный текст с иллюстрациями – на сайте Фонда «Наследие»