Межрайонная ИФНС России №12 по Московской области напоминает о реализации в 2024 году отраслевого проекта «Общественное питание».
Основной целью данного проекта является легализация сферы услуг общественного питания, а также создание равных конкурентных условий ведения бизнеса и как следствие защита прав потребителя в части оказания услуги общественного питания.
Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» под «расчетом» понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
При осуществлении расчетов в месте оказания услуг необходимо выдавать бумажный чек (возможна отправка покупателю (клиенту) электронной версии кассового чека).
При оказании услуг общественного питания возникают ситуации, когда покупатель (клиент) осуществляет предоплату или вносит аванс за совершенный заказ (например за оказание услуг по организации банкета в зале ресторана или кафе), в таком случае необходимо формировать два кассовых чека: первый чек с признаком способа расчета «предоплата», «предоплата 100%», «аванс» с указанием суммы предоплаты или аванса; второй чек по окончательному расчету (после оказанной услуги общепита) с признаком способа расчета «полный расчет» с указанием суммы предоплаты или аванса и окончательного расчета.
Выдача клиенту вместо кассового чека какого-либо договора или рукописного документа подтверждающего внесение предоплаты недопустима, должен быть сформирован только кассовый чек с вышеуказанными реквизитами.
Требования к содержанию фискального документа установлены Приказом ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ и содержатся в ст. 4.7 Закона №54-ФЗ.
Если покупатель (клиент) приобрел несколько товаров или услуг, необходимо в кассовом чеке отдельной строкой указывать каждый товар (услугу) и его стоимость, чтобы можно было четко идентифицировать все приобретенные товары или услуги.
Отсутствие наименования товара (услуги) и указание его стоимости одной суммой является нарушением законодательства о применении ККТ, за которое в соответствии с ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Частым нарушением при формировании кассовых чеков является отсутствие информации или неверная информация о кассире или продавце, который осуществил расчёт с покупателем (клиентом). В кассовом чеке необходимо указывать именно того человека, который совершил расчет с покупателем (должны быть указаны должность и ФИО лица, принявшего денежные средства).
При неприменении ККТ предусмотрена административная ответственность по части 2 ст. 14.5 КоАП РФ, а именно:
– для должностного лица, в том числе ИП от 25% до 50% от суммы расчета, произведенного без ККТ, но не менее 10 тыс. рублей;
– для ЮЛ от 75% до 100% от суммы расчета, произведенного без ККТ, но не менее 30 тыс. рублей
За отсутствие или неправильное указание одного из обязательных реквизитов в чеке предусмотрена ответственность по части 4 ст. 14.5 КоАП РФ:
– для должностного лица, в том числе ИП предупреждение или штраф от 1500 до 3000 рублей;
– для ЮЛ предупреждение или штраф от 5000 до 10000 рублей.
При расчете с клиентом необходимо выдать кассовый чек клиенту в обязательном порядке на бумажном носителе без формулировки вопроса к клиенту: «Вам нужен чек? Вам распечатать кассовый чек?».
Проверить правильность кассового чека можно на официальном сайте ФНС России kkt-online.nalog.ru или с помощью мобильного приложения ФНС России «Проверка чека».